Кто виноват в коллапсе ЖКХ Николаева?

Что делать жителю при повышении тарифов на ЖК – услуги?
Как защитить права жителей на качественную услугу содержания многоквартирного дома в Николаеве?

Эти и другие вопросы были обсуждены на круглом столе «Защитимся от произвола ЖЭКа!». 29 апреля 2014г с 10.00 до 12.00 в конференц-зале гостиницы «Николаев» (пр. Ленина 107, г. Николаев).


Как известно, г. Николаев один из первых областных центров, в котором более восьми лет существует муниципальная услуга по выявлению эффективного поставщика услуг по содержанию жилья (ЖЭКа) по результатам конкурса. К сожалению, пока жители города не получили ожидаемого эффекта. Ситуация патовая. В Николаеве буксует введение экономических обоснованных подомовых тарифов – основы эффективного контроля, обеспечивающего оплату жильцом ЖЭКу только за оказанную качественную услугу. Это подтвердили результаты мониторингового исследования ФРГН http://frgn.mk.ua/?p=6181 в рамках проекта «Общественный мониторинг эффективности муниципальной услуги конкурсного отбора ЖЭКов» при поддержке МФ «Возрождение». Согласно его рекомендациям 7 марта 2014 г. принято распоряжение директора Департамента ЖКХ «Про затвердження конкурсної документації на послуги з утримання будинків, споруд та прибудинкових територій.».
Но 17 апреля 2014г в николаевском исполкоме «завелись зеленые человечки» – исполком поднял тарифы на содержание дома и тариф на вывоз мусора (решения исполкома николаевского городского совета №343 и 344 от 17.04.2014г), игнорируя законные процедуры. А именно:
- Тариф на содержание дома должен быть рассчитан по каждому дому отдельно. Предприятие согласно действующему законодательству обязано рассчитать подомовой тариф и подать его на утверждение в орган местного самоуправления. Подомовой тариф опять не был рассчитан. Кроме этого:
- Предприятие обязано получить Вывод по расчетам экономически обоснованных планируемых расходов (подомовой тариф), связанных с предоставлением услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, Этот вывод в установленном законом порядке предоставляется Госценинспекцией. Такой вывод не был получен.
- Процедура доведения до потребителей информации о перечне жилищно-коммунальных услуг, структуре цен / тарифов, изменении цен / тарифов с обоснованием его необходимости и об учете соответствующей позиции территориальных общин (Закон Украины «О жилищно-комунальных услугах») не была выполнена.
А вместо этого, исполком принял простое увеличение т. н. поЖЭКового тарифа, «рассмотрев обращение руководителей администраций районов Николаевского городского совета, руководителей предприятий-перевозчиков ТБО, руководителя КП “Николаевкоммунтранс”, с целью обеспечения санитарного состояния города, недопущения срыва графика вывоза ТБО»

18.04.2014 года Фонд развития г. Николаева обратился письменно к В. О. городского головы об отмене данных решений, поскольку данные решения приняты незаконно и нарушают право жителей г. Николаев на справедливое, обоснованное получения услуг, установленных Конституцией Украины.

Андрей Палько, начальник жилищного управления Департамента ЖКХ Николаевского городского совета и Елена Боличевская начальник отдела цен Николаевского городского совета, объясняли необходимость срочного принятия решение исполкома следующими причинами. С одной стороны, тем что перевозчики выполняют услуги для населения по тарифам 2008 года, а источник финансовой поддержки и возможность покрытия затрат за счет внутренних резервов исчерпан. И как следствие при столь значительном росте стоимости ГСМ, предприятия-перевозчики ТБО, отказываются работать по тарифам, которые не покрывают их затрат и экономически не адекватны. С другой стороны, большим объемом расчетов длительностью процедуры получения выводов государственной инспекции по ценам. При этом, начальник управления продемонстрировал множество страниц расчетов тарифа на один многоквартирный дом.

Глеб Головченко, директор Колледжа прессы и телевидения:
- Наше местное самоуправление настолько быстро и кулуарно провернуло поднятие тарифов, что создается впечатление, что ему просто мешают люди. А его исполнительные органы делают горожанам большое одолжение, что вообще чем-то занимаются. Но они (чиновники) забывают, что находятся на службе у горожан, и оказывают услуги, за которые горожане в виде налогов платят. И соблюдать процедуры, установленные законом, прямая обязанность местного чиновника. Выполнять закон, а не объяснять, почему этого не стоит делать.

Кандидаты на должность николаевского мэра, представители жильцов, СМИ рассказали свое видение путей улучшения ситуации в ЖКХ в контексте обеспечения населения г. Николаева качественными услугами содержания жилья.

Александр Жолобецкий:
« Вопрос тарифов всегда следует рассматривать в нескольких плоскостях:
а) Экономическая.
Последний раз тарифы были утверждены в 2009 году, когда топливо стоило 6,5 грн/литр, а минимальная зарплата была 605 грн. Сейчас корректировка тарифа произошла только по трем составляющим: ГСМ, минимальная зарплата и экологический налог (который за это время вырос на 254%). Остальные составляющие тарифа не изменились (хотя основания для этого есть).
Для среднестатистической семьи в многоквартирном доме сумма платежей увеличилась на 5-7 грн/месяц.
б) Юридическая.
Тарифы для многоквартирных домов должны быть рассчитаны для каждого дома отдельно. И точка.
в) Политическая.
Все годы независимой Украины тарифы были разменной монетой в руках политиков. Одни политики делали на них карьеру, другие ( а иногда и первые) – падали с Олимпа. Но тарифы интересовали их не по сути, а лишь как инструмент, позволяющий создать социальное напряжение в обществе.
Сегодня наше общество, наш город, и так накалены до предела. Моя предвыборная платформа основана на созидании, на объединении ради мира и спокойствия. Я категорически против того, чтобы кто-либо зарабатывал себе политический бонусы на теме тарифов.
г) Социальная.
Аспект первый: соотношение роста коммунальных платежей с ростом заработных плат.
И не правда, что мэр не может повлиять на уровень доходов горожан – МОЖЕТ. Именно в руках мера возможность привлекать инвестиции, устанавливать правила для развития предпринимательства, создавать условия для выхода бизнеса из «тени».
Аспект второй: а разве кучи мусора возле подъездов, свалки в посадках, экология…., в конце концов, приписки (за счет которых возчики мусора еще как-то работают) – это разве не социальный вопрос???
Сегодняшнее увеличение тарифа увеличило платежи семьи на 5-7 грн/мес. Стоит ли нам ожидать «покращення» – уверен, что нет. Но это значительно затормозит темпы падения в пропасть нашего коммунального хозяйства.
Скажу прямо: если возчики мусора уже сегодня не получат средства соответствующие их расходам – машины просто остановятся. Наш город уже не единожды переживал такое, но в локальных масштабах – на уровне одного района. Я не хочу, чтобы это повторилось сейчас.
Да, на мой взгляд, тарифы утверждены не совсем корректно с организационно правовой точки зрения, но попытка отменить их сегодня — это большой шаг назад, назад к пропасти.
Выход один: будучи мэром, я приведу тарифы в соответствие с действующими законами – они будут подомовыми, я дам людям механизмы контроля над работой ЖЭКов и расходованием средств, я добьюсь, чтобы платежи каждого из нас были обоснованными и справедливыми.

Евгения Матейчук согласилась с выводами экспертов Фонда. Также пригрозила городской власти майданом горожан, возмущенных незаконным повышением тарифов.
В заключении, все участники круглого согласились продолжить практику диалога острых вопросов развития городской общины в мае 2014 г. на базе НОО «Николаевский пресс-клуб с прямым эфиром на ТАК-ТВ.

P.S. Пока готовился пост-релиз, кандидаты в мэры прокомментировал ситуацию в ЖКХ следующим образом:

Сергей Исаков:
«Прежде всего, хочу заявить, что считаю последнее поднятие стоимости вывозы твердых бытовых отходов – одной из составляющих тарифа на обслуживание жилых домов – некорректным и, более того, издевательским по отношению к горожанам.
Невыполение горисполкомом требований законодательства говорит об одном: городские власти работают в интересах кого угодно, но только не в интересах горожан. Разговоры о том, что в Николаеве аж три тысячи многоквартирных домов коммунальной собственности, что согласование подомовых тарифов для них займет несколько лет, а сам тариф вырастет в несколько раз – это «страшилки» от департамента ЖКХ, чтобы оправдать свою бездеятельность и запугать наивных жильцов.
На самом деле все областные центры Украины уже ввели подомовые тарифы, и при этом они мало отличаются от николаевских. А это значит, что местная власть в Николаеве продолжает использовать такие методики расчетов, с помощью которых можно заложить астрономические суммы расходов на содержание дома и несостоятельность которых станет очевидной при их рассмотрении в Государственной инспекции по контролю цен. Потому и отсутствует желание подавать документы на получение выводов специалистов Госценинспекции.
И уж совсем непонятно, почему не были соблюдены условия пересмотра тарифа, выполнить которые можно элементарно: например, обнародовать проект решения горисполкома для обсуждения за двадцать дней до его принятия, как требует законодательство, а не за день, как произошло на деле. Это – вопиющее свидетельство неуважения по отношению ко всем горожанам!
Да, тариф следовало пересматривать. Но не такими волюнтаристскими методами!
Кто виноват в коллапсе ЖКХ Николаева?
Ответ однозначный – нынешняя городская власть, привыкшая работать по-старому и неспособная к позитивным переменам. Решение реальных проблем ЖКХ, в том числе и тарифообразования в этой сфере, подменено популизмом и показухой.
Кроме того, проводимые конкурсы на обслуживание жилья носят формальный характер и позволяют узкому кругу лиц, особо приближенных к руководству мэрии, хорошенько погреть руки на эксплуатации жилого фонда.
Что делать жителю при повышении тарифов на жилищные услуги и как защитить их права на качественную услугу по содержанию многоквартирного дома в Николаеве?
Прежде всего, нужно выполнять требования действующего законодательства, перенимать передовой опыт других городов Украины, переходить к подомовым тарифам и организовать эффективную систему контроля со стороны общественности за работой ЖЭКов и других жилищно-эксплуатационных организаций.
Путь к этому – формирование реальной, а не декларативной конкурентной среды в сфере обслуживания жилья, создание и развитие органов самоорганизации населения, домовых комитетов, а также избрание уполномоченных от домов с правом подписывать акты выполненных работ от имени жильцов, без чего ЖЭК не сможет получить оплату за свои услуги.
Уверен, что если жильцы смогут на деле выбирать себе жилищно-эксплуатационную организацию и полноценно контролировать ее работу, каждый житель дома будет платить только за те услуги, которые оказываются ему на самом деле, оказываются в срок, в необходимом количестве и с надлежащим качеством».

Артем Ващиленко:

«На мой взгляд: в предыдущем созыве городского совета превалировали узкопартийные интересы и несколько лет у николаевцев не было возможности обратиться к своему депутату с насущными проблемами. Исполнительная же власть, не ощущавшая в эти годы депутатского контроля и депутатской требовательности по конкретным вопросам городского хозяйства, со сложнейшими проблемами этой важнейшей отрасли, будем откровенными, управлялась не очень-то хорошо.
Тесное общение с избирателями позволяет сделать однозначный вывод, что, затеянное николаевскими городскими властями реформирование отрасли оказалось не столь эффективным, как планировалось, а передача управления жильем частным ЖЭКам только ухудшила управляемость отрасли. Возник разрыв между жителями, все еще ожидающими от ЖЭКов нормальных услуг, и этими самыми ЖЭКам, от которых, за редкими исключениями, фактически осталось одно название.
Думаю, срочно необходимо вернуть управляющие кампании в коммунальную собственность города. При этом конкретные услуги по выполнению различных видов работ могут и должны выполнять частные фирмы либо коммунальные предприятия – на конкурентной основе: вывоз мусора, ремонт кровель и лифтов, даже уборку территории, уход за зелеными насаждениями или текущий ремонт внутридомовых систем… Но, управляющая компания (или «управдом», как это было у нас, и как это происходит сейчас во всем мире) должна управлять содержанием жилья от имени жителей и с их участием, т. е. от имени собственников жилья, 85% которого уже приватизировано.
Конечно, наилучшей формой организации обслуживания жилья, признанной во всем мире, является общество совладельцев – ОСМД, или, по-украински ОСББ, которое и будет нанимать этих самых управдомов. Но, сегодня, создание ОСМД – это трудный и длительный процесс, если не подходить к нему по методу кампанейщины, «кавалерийской атаки»: ведь состояние многих домов таково, что создать в нем ОСМД – значит «сбросить» на жильцов проблемы, с которыми не в состоянии справиться государство. И люди это хорошо понимают и сопротивляются такому варианту.
К системе ОСМД нужно идти медленно и постепенно, хотя и неуклонно, и, в первую очередь, путем создания домовых комитетов, председателям которых должно быть предоставлено право контроля за ЖЭКами, в том числе, и ежемесячного подписания актов выполненных работ.
Контроль за ЖЭКами должен быть сосредоточен в районных администрациях, и они же должны возглавить кропотливую работу с гражданами по месту жительства, чтобы жильцы не оставались «сам на сам» с ЖЭКом, стремящимся сейчас лишь собрать квартплату, выплатить себе зарплату, и оказать жильцам навязанную ими «платную услугу», в том числе такую, как перекрыть воду в квартире, чтобы житель за свои деньги сам себе мог произвести ремонт водопровода…»
«После моего избрания Николаевским городским головой я и моя команда будем регулярно проводить не только традиционные, но и выездные приемы граждан в микрорайонах, план работ будет постоянно корректироваться с учетом пожеланий и мнений горожан, а отчет о выполнении плана будет предоставляться каждый квартал. Главной задачей является создание системы эффективного управления муниципальным хозяйством города, в том числе через развитие общественного самоуправления с целью обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания горожан.»

Пресс-служба НГОО «Фонд развития г. Николаева»

Круглый стол организован НГОО «Фонд развития города Николаева в рамках проекта «Общественный мониторинг эффективности муниципальной услуги конкурсного отбору ЖЕКов» при поддержке МФ «Возрождение».

This entry was posted in Новини, Події. Bookmark the permalink.

Оставить комментарий