Или странные танцы органов местного самоуправления г. Николаева
(Релиз мониторинга бюджетного процесса г. Николаева в 2016 г от ФРГН)
Так движется в 2016 году николаевский городской совет, мэр и его чиновники на пути к эффективному и прозрачному бюджетному процессу по выводам мониторингового исследования Фонда развития города Николаева (ФРГН) — участника всеукраинского «Партнерства за прозрачные местные бюджеты». Следствием выполнения п.3 январского решения городского совета №2/26 «Об утверждении бюджета г. Николаева на 2016г» стала невозможность горожанам увидеть до декабря текущего года, на сколько эффективно/неэффективно реализуются городские бюджетные программы, сделав бюджет города закрытым от горожан.
Эксперты ФРГН при проведении в 2016 году своего очередного исследования поставили задачку узнать как среагироваои николаевский горсовет, мэр и его чиновники на выводы прошлогодних общественных мониторингов ФРГН и его грантеров а также рекомендации Государственной финансовой инспекции в Николаевской области по результатам государственного финансового аудита бюджетных программ в сфере благоустройства г Николаев за 2013-14 года и 9 месяцев 2015 года. Подробнее http://www.frgn.mk.ua/wp-content/uploads/2016/01/otvet%20dfi11012016.pdf.
Госаудиторы пришли к выводу, что средства местного бюджета, направленные на благоустройство города, используются недостаточно эффективно. Оказалось, что определенные паспортами бюджетных программ по благоустройствурезультативные показатели не соответствуют Примерному перечню результативных показателей бюджетных программ, утвержденному приказом Минфина №945 от 27.07.2011. Есть расхождения между данными паспортов программ и данными бюджетной отчетности департамента ЖКХ. Отсутствует достоверная информация об объектах благоустройства, что не позволяет определить обоснованность расходов. Из 98 объектов зеленых насаждений, закрепленных за департаментом ЖКХ, паспорта составлены только на 38. Аналогична ситуация с инвентаризацией объектов наружного освещения, отсутствует детальная информация о пляжах и кладбищах.
Результатом указанных недостатков стало неэффективное использование бюджетных средств. Только по одной бюджетной программе (а всего в городе почти 200 бюджетных программ) за неполных три года на благоустройство было неэффективно истрачено свыше 5 млн. грн.
По итогам госаудита ГФИ в Николаевской области разработала предложения по повышению эффективности выполнения бюджетных программ, которые направила в начале января 2016г в департаменты ЖКХ и финансов горсовета.
По дальнейшим действиям местного самоуправления создалось впечатление, что новый мэр и городской совет лишь стали на путь открытости и эффективности местного бюджета, и стоят как вкопанные и очарованные своим величием, вместо того, чтобы идти по этому пути:
28.01.1016р сессия николаевского городского совета принимает решение № 2/26 «О городском бюджете города Николаева на 2016 год, в которое вносит редкую по своей абсурдности норму (п.3 текстовой части ), что по факту фактически отменяет программно-целевой метод в бюджетном процессе Николаева.
Короткий экскурс в историю
Внедрение программно-целевого метода (ПЦМ) в местном бюджете г.. Николаева началось с 2013г с принятием решения городского совета от 20.12.2012 №23 / 10 «О городском бюджете города Николаева на 2013 год». Данное решение соответствовало ст. 20 БКУ. и политике реформирования бюджетных отношений, утвержденной Распоряжением КМУ от 23 мая 2007 N 308-р «Об одобрении Концепции реформирования местных бюджетов». Аналогичные решения принимались при утверждении бюджетов на 2014-2015р.
Итак три года подряд в местном бюджете г. Николаева шел процесс внедрения программно-целевого метода составления и выполнения местных бюджетов. Это происходило по инициативе и при политической воле николаевских городских голов периода 2012-2015 г. — В. Д. Чайки, В.И. Коренюгина, Ю. Гранатурова.
Именно с введением ПЦМ в городском бюджете Николаева стало основанием для появления таких документов бюджетной отчетности как паспорт бюджетной программы и отчет о выполнении паспорта бюджетной программы. В обоих этих документах присутствуют плановые (расчетные) и фактические результативные показатели, на основании которых можно оценить насколько эффективно тратятся наши с вами налоги – бюджет города:
— показатели затрат — сколько бюджетных средств было запланировано и фактически профинансировано по соответствующей программе / задаче за соответствующий год;
— показатели продукта — сколько товаров, работ, услуг было запланировано и фактически получено за бюджетные средства за соответствующий год;
— показатели эффективности — сколько стоит единица товаров, работ, услуг, которые были профинансированы из бюджета города за соответствующий год;
— показатели качества — насколько улучшилась / ухудшилась ситуация в определенной сфере.
Ситуация которая сложилась на сегодня в бюджетном процессе Николаева такова что представляет угрозу процессу реформирования бюджетных отношений. Орган местного самоуправления Николаева фактически остановил внедрение программно-целевого метода в бюджетном процессе Николаева. Хотя применение ПЦМ является и одним из требований для стран — членов ЕС и требованием элементарной логики (хватит планировать расходы, нужно планировать результат). Учитывая актуальность евроинтеграционных процессов в Украине, применение ПЦМ на местном уровне является одним из необходимых шагов в этом направлении.
Департамент финансов, директор которого является идеологическим противником ПЦМ в бюджетном процессе г. Николаева и Украины вообщеhttp://nikvesti.com/news/politics/82111, и николаевская городской совет приняв п.3 решения 2/26 от 28.01.2016 вопреки законодательству Украины в бюджетной сфере (нарушение приказов МФУ № 945 от 27.07.11, № 836 от 26.08.2014 и № 44 от 24.01.2012 ) сделал фактически невозможным процесс мониторинга эффективности расходования бюджетных средств, и оценки эффективности работы и главных распорядителей, а также сделали процесс внедрения ПЦМ фейковый. Такое решение горсовета является удивительным, учитывая ещё и то, что применение ПЦМ на уровне всех местных бюджетов, имеющих прямые отношения с государственным бюджетом (таковым есть бюджет Николаева) в обязательном порядке применяется уже при составлении проекта бюджета на 2017, хочет того департамент финансов или нет. А составления проекта местного бюджета на 2017 год и прогноза на 2 года, следующие за плановым фактически начинается в сентябре – октябре этого года.
Принятие вышеуказанной нормы вместе с трехлетним игнорированием исполнительными органами Николаевского городского совета требований Бюджетного кодекса Украины (п. 5 Ст.28) привел к тому, что бюджет города стал еще более закрытым и непрозрачным.
Рекомендации ГФИ соблюдать Приказ МФУ от 27.07.2011 № 945 и другие при составлении паспортов бюджетных программ, в том числе по благоустройству, и введение отчетности о выполнении программы благоустройства всеми исполнителями не выполнены и фактически заблокированы.
Вывод и рекомендации экспертов
Как говорят выводы и рекомендации исследования ФРГН, если мы не потребуем от Александра Сенкевича и депутатов на ближайшей сессии горсовета внести изменения в упомянутый пункт январского решения, то значит — нам остается лишь петь: «Все хорошо прекрасная маркиза….» и надеяться, что расходы городских финансов на единицу любой муниципальной услуги не повторят «подвиг попередников» и не будут в разы дороже чем, например в г Киеве и других города Украины.
Пресс-служба ОО «Фонд развития г. Николаева»
Исследование на тему: «Вызовы реформирования местного бюджета г. Николаева (выполнение бюджетного законодательства исполнительными органами Николаевского городского совета в части реализации государственной стратегии реформирования местных бюджетов)» проведено в рамках проекта «За добропорядочный, прозрачный бюджет г. Николаева».
Проект реализуется ОО «Фонд развития города Николаева» и газетой «Вечерний Николаев» в рамках инициативы «Гражданское общество и СМИ — за прозрачные местные бюджеты». Он реализуется в рамках инициативы Одесской областной организации «Комитет избирателей Украины», Фондом «Открытое общество» и общественным партнерством «За прозрачные местные бюджеты!» при финансовой поддержке Европейского союза и Посольства Финляндии в Украине».
Целью проекта является: внедрение в бюджетный процесс м. Николаева принципов добропорядочности и прозрачности путем создания и продвижения механизмов /инструментов, обеспечивающих в городе требований действующего законодательства и инновационную действенную практику общественного участия и контроля соблюдением упомянутых принципов.
«Фонд развития города Николаева» и газета «Вечерний Николаева» являются участниками всеукраинского «Партнерства за прозрачные местные бюджеты»