Субкультура, как духовный выбор


На днях в Центральной библиотеке им. М.Л. Кропивницкого прошла встреча на тему:
”Субкультура, как духовный выбор” при участии сотрудников Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г. Москва)
Максима Крижевского (диакон, к. искусствоведческой науки, ст. преподаватель кафедры культурологии) и
Дмитрия Дайбова (преподаватель кафедры культурологии и религиезнавства).

Партнер мероприятия – Черноморский государственный университет им. Петра Могили.

Почему Православный Московский университет занимается субкультурой? Одной из причин было названо то, что субкультура представляет собой духовный поиск молодежи, часть которой потом в результате такого поиска приходит именно в Церковь.

Субкультура – подсистема, часть „большой” Культуры.
Дело в том, что Культура (именно с большой буквы) часто находится в противоречии с индивидуальной культурой отдельного человека. Необходимы механизмы „выхода пара”, способы решать проблемы «маленького человека» в «большой» Культуре. Если этого не учитывать, то могут быть последствия.

20-й век часто, среди прочего, называют веком молодежи. Действительно, посмотрите на сколько событий повлияли сообщества молодых людей. Молодежь может многое. Можно взять хотя бы пример студенческих возмущений в Париже 1968 г. Именно эти события, можно сказать, изменили страну, образование в ней. Молодежные движения могут многое изменить, именно поэтому требуется определенное внимание к ним.

Часто взрослые раздражены тем, что они (молодые) не те, не такие, какими их хотят видеть. При этом используются подходы:
1. психического отклонения – что-то здесь не так;
2. взгляд, как на конкурентов – они молоды, образованны, полны жизненных сил;
3. этнографический (архаический) подход – маргиналы, неформалы.
Существовали так называемые, лиминальные сообщетва: когда из деревни изгоняли молодых людей, предоставляя им свободу выживания, возможность пережить трудности и вернуться.
Маргинальные – пограничные состояния, на пороге нового мировоззрения.
Субкультура – это, своего рода, водоотвод для отстаивания чистой воды.

В субкультуре исповедуются такие ценности, как
Полное равенство, без иерархии и подчинения. Человека там ценят за его знания и опыт.
Анонимность, часто используются вымышленные имена.
Отсутствие структуры.

В субкультуре участники часто обозначает себя, как странников, они используют какие-то специальные сумки – торбы, перемещаются автостопом, уходят от социальности.

Молодежь уходит в субкультуру, чтобы приобрести духовное знание для себя, когда цивилизация становится для них тесной, они перемещаются в зону поиска и потерь, в зону неопределенности, неопределенного выбора, который еще не сделан. И этот поиск может быть, как полезным, так и опасным. В такой зоне поиска человек стоит на пороге (границе) выбора своего я.

Масса людей после такого поиска ушла в веру.

Театральная контркультура – поиск способов обходить влияние медийное.. способность творчески преерабатывать пустоту. Когда общество не может предложить иночество (инок- это не только монах, это иной), появляются субкультуры и контркультуры.

Субкультура – поиск духовный. Если нет субкультуры – значит не происходит духовного поиска.
Настоящая субкультура, как вода – она перетекает, меняется, ускользает от классификации. Поэтому науке, изучающей субкультуры, необходимо время для выработки правильных выводов.

Вот пример субкультуры: движение Squater-ов, от иностранного слова – нора, заброшенное здание – отрицание буржуазной економики, правил отношений. Субкультура – не пряничная красота, напротив, она – на грани уродства или даже психического расстройства. В разных течениях – разная естетика. Взрослый мир – правильный и розово-гламурный – отрицается.

Субкультура – выход из обыденности, зона неопределенного выбора, именно поэтому требует пристального внимания. Православие, Церковь, как духовный организм, против выработки универсальных всеобъемлющих методик, здесь может быть общение человека с человеком, не иначе, но принимают участие в просветитльском проекте.

Интересен парадокс: с падением тоталитаризма, появляется больше возможностей для естетических проявлений, но, в то же время, субкультуры становятся неактуальными.

Человек, даже искренне верующий, имеет право на сомнение, его может посещать чувство богооставленности, он как бы привыкает молиться.
Существует качественная православная публицистика., в том числе и в Интернет- пространстве, где можно черпать знания, искать ответы на сложившиеся, но невысказанные вопросы. Именно в этой среде можно находиться в поиске – и тогда выбор может стать более определенным.

От себя добавлю: молодежь, лишенная полных прав влияния на „взрослый мир” сложившегося общества, тем не менее, всем своим существом впитывает атмосферу происходящих процессов, чувствует несправедливость, дисгармонию, насилие – выход находит в агрессивных проявлениях. Чтобы этого не случалось меняться надо и взрослым людям, .и отношениям в обществе..

This entry was posted in Новини. Bookmark the permalink.

Оставить комментарий