Комитеты самоорганизации населения – возможности и перспективы развития.

Большинство из нас мало задумывается над возможностью нашего влияния на решение вопросов местного значения, переложив всю ответственность на городскую власть. Именно она, с точки зрения горожан, должна и площадку детскую организовать, и в подъезде и на улице чистоту навести, и несанкционированные свалки ликвидировать. В известной степени, это правильно, потому что жители доверили управление нашим городом, нашими улицами и нашими домами депутатам – представительной власти и администрации города – исполнительной власти. Однако любая власть имеет свои пределы и у нее нет неограниченных финансовых возможностей.


Часто, когда начинаешь разговор об органах самоорганизации населения, люди не понимают, что это такое. Наиболее распространенные варианты вопросов о них: «Это то же самое, что и ОСМД, только в частном секторе? Разновидность общественной организации?» и т.п.
Орган самоорганизации населения в отличие от общественной организации, благотворительного фонда, или объединения совладельцев многоквартирных домов – менее понятное для среднестатистического украинца объединение граждан. Если ГО и БФ создаются на основе общности интересов, ОСМД – по принципу общности собственников недвижимого имущества, то ОСН – по территориальному принципу – регистрации жителя на определённой территории. А на одной территории проживают жители с, может быть, диаметрально противоположными интересами. Это и создаёт определённые трудности в работе ОСН.
Но, несмотря на это, инструмент ОСН можно эффективно использовать в разных ситуациях. И основывается это утверждение на том, что только у комитета самоорганизации населения есть отличительная особенность от других объединений граждан». В собственных полномочиях ОСН, определённых ЗУ «Об органах самоорганизации населения» есть :
- право осуществлять контроль качества предоставляемых гражданам, проживающих в жилых домах на территории деятельности комитета, жилищно-коммунальных услуг и качества проведенных в жилых домах ремонтных работ,
- право вносить предложения к проектам местных программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц и проектов местных бюджетов.
Однако возможностями, которые предоставляет Закон, используются как гражданами, так и властями слабо.
В целях усовершенствования деятельности органов самоорганизации населения в сёлах и городах Николаевской области был создан в январе текущего года на базе НГОО «Фонд развития г. Николаева» Ресурсный центр ОСН Николаевщины, с сетью партнёров в г. Вознесенске, Снигирёвке, Баштанке Николаевской области.
Почти год действует РЦ. Можно подвести некоторые итоги.
Работа РЦ основывается на территориальных «нюансах», учитываться особенности работы ОСН села, города районного центра и областного центра. Городской житель далёк от проблем жителя села, а житель областного и районного центра также имеют разные интересы, в том числе и ментальность.
Например.
В свете грядущего укрупнения сельских советов для жителей сельской местности создание ОСН в сёлах поможет эффективно отстаивать групповые интересы жителей сёл. Сельские советы будут объединять не менее 5 тыс. жителей. Из 19 сельских советов, например в Баштанском районе останутся только 4. При бюджетном дефиците это неизбежно. И что делать тем селам, где по 500- 1000 жителей, и которые остаются без представительского органа (сельсовет). Остаться совсем без ничего – рискованно, значит создавать представительский орган – комитет самоорганизации и налаживать отношения с госвластью.
Поэтому, в том же Баштанском районе при консультативной поддержке Ресурсного центра принято распоряжение головы РГА Баштанского райгосадминистрации № 297- р от 12.09.2013 г. «О методических рекомендациях порядке инициирования, создания и легализации органов самоорганизации населения в Баштанского района Николаевской области». Именно эти рекомендации оптимизируют процесс создания ОСН на селе, чтобы инициативная группа не делала лишних движений при регистрации ОСН.

В г. Вознесенске основана политика содействия развитию ОСН. Городской совет также при консультативной поддержке РЦ принял решение № 22 от 24.05.2013 «Об утверждении Порядка создания и легализации (продление полномочий) ОСН в г. Вознесенске». В городе создан и работает 5 ОСН , из них 3 по новому Порядку в июне – октябре 2013 . Также на территории города действует 57 уличных / квартальных комитетов. В 19 мини районах города созданы общественные советы, на базе 3 – х из них уже по новому порядку создано 3 ОСН , 15 находятся в стадии подготовки к созданию ОСН . Самый большой ОСН – объединяет 1749 жителей, а наименьший ОСН города насчитывает 256. На данный момент разрабатывается целевая городская программа поддержки и развития ОСН г. Вознесенска.
В Николаеве с начала года принято уже три решения местных властей, которые упрощают процесс создания ОСН (2 решения горсовета о инициировании и создании ОСН) и предоставляют ресурсную поддержку реализации инициатив ОСН («Программа поддержки развития гражданского общества» решение горсовета№33/6 от 17.10.13, в одном из направлений которой есть проведение конкурса проектов для ОСН).

Однако, не только нормативное обеспечение нужно для эффективной деятельности ОСН, но и изучение опыта коллег из других регионов. РЦ предоставляет возможности стажировок в разных регионах Украины.

Для г. Николаева, как и для других городов николаевской области, был бы интересен опыт работы ОСН г. Димитрова, где представители Николаевского РЦ побывали с ознакомительным визитом, организованным ВОО Ассоциация содействия самоорганизации населения, в октябре текущего года.
Для справки. Город Димитров, Луганская область, население около 50 тыс. В начале 2000х годов наблюдался полный коллапс городского управления. Шахты убыточные, безработица. Коммунальное хозяйство (жилой фонд) в полном упадке, угроза второго Алчевска.
В такой ситуации, когда отступать дальше уже некуда и жители и городская власть и бизнес – структуры нашли выход. Был создан один общегородской комитет самоорганизации населения «Комитет координации самоорганизации населения», который ввёл систему общественного контроля действий, как властей, так и бизнеса.
И постепенно начался наводиться порядок в жилищно-коммунальном хозяйстве города. Город был разбит на 12 районов ответственности. Члены комитета были закреплены за этими районами. Здесь на практике ОСНом реализовано право осуществлять контроль качества предоставляемых гражданам жилищно-коммунальных услуг и качества проведенных в указанных жилых домах ремонтных работ. Кроме жилищно коммунальных ОСН ещё контролирует качество услуг пассажирских перевозок и благоустройство города.
Как это выглядит на практике. Ответственные периодически осматривают закреплённый за ними квартал, составляют отчет, в котором указывают на нарушения:
- периодичности и качества уборки прилежащей (придомовой) территории жилых домов, состояния территории, прилежащей к магазинчикам, парикмахерским и другим коммерческим объектам
- графика движения и чистоты маршруток в городе.
- дисциплины и качества проведения текущих ремонтов жилого фонда
- качества и дисциплины ремонта сетей водо, тепло снабжения мероприятий по благоустройству .
Без подписи Комитета не закрываются акты принятия работ по текущим ремонтам. «Проведенный текущий ремонт жилого дома подлежит приемке комиссией в составе: представителей собственника дома (ОСМД, жилищно-строительного кооператива, домового комитета и т.д.) и исполнителя услуг» – Эта норма определена «Правилами содержания жилых домов и придомовых территорий» (Приказ госкомитета Украины по вопросам ЖКХ №76 от17.05.2005). Так что жилищно-коммунальному предприятию не так – то просто списать квартплату жильцов на другие нужды.
И периодически (раз в неделю) в местном управлении жилищно-коммунального хозяйства проводятся «планёрки», где эти отчёты рассматриваются городскими властями, у которых есть рычаги влияния на поставщиков определённых жилищно-комунальных услуг, услуг транспортного обеспечения и т. д.
Конечно, такая деятельность не могла бесконечно долго проводится на волонтёрских началах. Поэтому городская власть приняла в 2010г специальную целевую программу поддержки Комитета самоорганизации населения г. Димитрова, по которой члены комитета получают компенсацию своих усилий в виде ставки минимальной зарплаты. Согласитесь – не так уж и много за такую работу.
Не остались в стороне и местные бизнес- структуры, которые периодически делают целевые пожертвования комитету (а как известно бизнес не будет давать средства просто на «утримання»).
Неплохой пример для подражания. Так что нашим ОСНам и городским властям ещё есть, где приложить усилия. При желании конечно.

Первые итоги есть. Однако РЦ Николаевщины продолжает свою работу.
И одной из задач работы ставит создание оптимальной единой модели эффективного ОСН, в регионе с учётом исторически сложившихся особенностей административно – территориальных единиц Николаевской области.
*****************************************************************************
Проект «Улучшение (усовершенствование) деятельности органов самоорганизации населения (ОСН) в селах и городах Николаевщины» реализуется НГОО «Фондом развития Николаева» (ФРГН) при финансовой поддержке МФ «Возрождение»

М. Золотухин

Председатель правления

НГОО «Фонд развития г. Николаева

This entry was posted in Новини. Bookmark the permalink.

Оставить комментарий