О.Н. Абрамов, эксперт по оценке земли, участник общественных обсуждений
Двадцать третьего апреля 2013г. завершился цикл порайонного обсуждения проекта градостроительного зонирования территории города.
Указанный проект является вторым по значимости градостроительным проектом, который разрабатывается в соответствии с Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности». Главным градостроительным документом для города является Генеральный план города, который принят городским советом в 2009г. по результатам общественного слушания и обсуждении яс участием отдельных граждан и общественности. Помнится мне, что принятие итогового документа по результатам работы согласительной комиссии было осуществлено с нарушениями действовавшего в то время Закона Украины «О планировании и застройке территорий» в части определенных этим законом организации и проведения общественных слушаний. Замечаний было много, а вот изменений проекта генплана, извините, не помнится.
Выполняя поручение руководства, тогдашние ответственные за процесс не признали, что процедура нарушена в части установленных законом пропорций в составе согласительной рабочей группы: общественности должно было быть больше, а чиновников меньше, а сформировались наоборот. Четверо участников от депутатского корпуса ( С. Власенко, А. Жолобецкий, С. Исаков и Т. Суслова) своей активностью не повлияли на результат. Но, как говорят спортсмены и картежники, «заиграно». Но здесь напомню, что процедурные нарушения позволили через 5 лет вернуться к прежней Конституции Украины, а тут всего то решение горсовета! Все может быть!
К обсуждению проекта плана зонирования территории г. Николаева в этот раз общественность подготовилась лучше. Во-первых, предложила исполнительному органу совета продлить срок обсуждения, а во- вторых, организовала и провела обсуждение по каждому из районов города. В нынешних условиях инициатором и организатором обсуждения такого важного документа выступил Общественный совет по экологической безопасности и благоустройству при Николаевском городском председателе во главе с Людмилой Руденко – Кардаш.
По итогам предварительного порайонного обсуждения можно что то уже и отметить и сделать кое – какие выводы.
На заседаниях в Центральном и Корабельном районах Начальник управления градостроительства и архитектуры – главный архитектор города А.В. Бондарь доводил до участников, что мы (общественность) и городская архитектура в процессе принятия зонирования территории города находимся по одну сторону «баррикад». Конечно, это не совсем так. Управление готовило задание на проект и обеспечивало сбор информации, оказывало консультирование и помощь при разработке отдельных разделов проекта, за что авторы творческого коллектива, среди которых два лауреата государственной премии, главные и ведущие специалисты ГИПРОГРАДа, выразили руководителям и не только свою благодарность. Так что руководители и служащие управления архитектуры участники разработки.
Очень активно прошли обсуждения в Центральном, Заводском и Корабельном районах. Больше всего волновало общественность ситуации с «зелеными зонами», рекреационными и природоохранными зонами, парками, историческим центром города, недоступность берегов рек и части лимана для горожан в результате занятия берегов предприятиями, портами и застройщиками, не весть как получившими соответствующие разрешения на строительство по берегам непосредственно в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах рек Ингул, Южный Буг и лимана. Сначала надо эти зоны установить в соответствии с установленными размерами и рельефами, а затем застраивать, если это допускается законами, Кодексами и Постановлениями КМ. Участниками выявлены некоторые несоответствия Плана зонирования исходному для последнего документу – Генеральному плану города именно по этим зонам. Участники единодушно требовали «открытия» берегов для доступа горожан. Остро был поставлен вопрос о застройке городка «Леваневцев». Как там могли появиться коттеджи в условиях действующего законодательства и ограничений 19 ст. Конституции Украины? Предмет для земельного и правового аудита и приведения в соответствие с тем, что было. В Крыму и Одессе с подобными «коттеджестроителями» и «выделятелями» разбирается прокуратура!
Горожан волнует изменение береговой черты от размыва неукрепленных берегов, малые расстояния от «пылящих» портов до жилых кварталов, недостаточные по площади «зеленые» зоны, обилие АЗС и рынков, отсутствие проекта плана «красных линий». Не все поднимаемые при обсуждении вопросы относятся к сфере зонирования города, но они заслуживают внимания и требуют реагирования не только специалистов, но и «гарантов». Бывает, что формально санитарные разрывы выдержаны, но особенность нашего города – сильные ветры необходимо учитывать и вносить в правила погрузки мелких «сыпучих» грузов ограничения из уважения к жителям города.
К крупным вопросам зонирования следует отнести и малообъяснимое желание авторов дать определение некоторых терминов, которые не соответствуют уже имеющимся в законах и кодексах Украины. Необходимо использовать те, которые уже закреплены Налоговым, Земельным и Гражданским Кодексами. В документации не учтены два массива леса, непрозонированы земли водного фонда, покрытые водой. Особенность нашего города: в границах более 6 тыс. га водной поверхности. А сегодня одни ее части используются судостроительными заводами, другие – портами и «лоцманами», третьи могут использоваться для целей отдыха и даже «рыборазведения». На них разные экономические условия деятельности, ими нужно управлять, а не ждать пока их застроит «самозастройщик». Кроме того, за пользования землями водного фонда необходимо платить, да еще и разумно, чтобы не убить окончательно негосударственное судостроение с одной стороны, и не дать «жировать» наживающимся на водах наших рек и лимана.
В составе текстового документа имеется раздел несоответствий сложившейся градостроительной ситуации с проектом зонирования и нормами кодексов, законов, норм и правил. Но раздел этот несодержательный: там написано, что такое есть. Но Вы же проектанты, потрудитесь выявить все эти нарушения и представить в составе проекта такой перечень с оценкой каждого такого градостроительного «достижения».
Как видим: вопросов много. Но главное впереди. На седьмое мая общественность инициировала проведение итоговых общественных слушаний. Болеющие за город горожане могут до 10 мая подать свои предложения в Управление градостроительства и архитектуры. Они будут обязательно рассмотрены, а возможно и учтены. Это будет зависеть от количества и качества членов рабочей согласительной группы от общественности.
Общественный совет по экологической безопасности и благоустройству поблагодарил всех участников порайонных обсуждений зонирования города. Все вы войдете в историю Николаевского градостроительства, если подадите предложение или замечание, т.к. они будут храниться долго и повлияют на развитие нашего города.